Риск изменения алгоритмов ранжирования поисковыми системами
Причины: поисковые системы постоянно совершенствуют алгоритмы поиска с целью улучшения качества выдачи.
Последствия :
Снижение траффика с поисковых систем (как по высококонкурентным, так и по низкоконкурентным запросам).
Падение в выдаче по ряду запросов.
Общее снижение посещаемости, падение продаж и прибыли.
Рост недовольства заказчика, возможен уход заказчика.
Методы снижения:
Качественная оптимизация сайта, ориентированная на множество факторов , работа над сайтом и контентом. Под качественной оптимизацией подразумевается кропотливая работа над всеми факторами: анализ аудитории, обмен тематическими ссылками, оптимизация тэгов на страницах, регистрация в значимых для того или иного поисковика каталогах (Яндекс.Каталог, DMOZ и т.п.), расширение контента.
Применение комплексного подхода к рекламе интернет-ресурса (описывался выше).
Исследование нового алгоритма , выявление факторов ранжирования, оптимизация сайта под новый алгоритм поиска.
Прогнозирование возможных изменений в алгоритме поисковой машины.
Нетехнические риски
Риск изменения условий заказчиком
Особенности технологии поисковой оптимизации сайтов связаны с тем, что для достижения результатов нужно время. Обычно временной промежуток от начала работ по оптимизации до достижения значимых результатов составляет несколько месяцев. И если заказчик в середине этого этапа начнет менять условия (тематику запросов, сами запросы и.т.п.), то говорить о качестве раскрутки сайта не приходится.
Причины : четко не оговоренные заранее условия сотрудничества.
Последствия : снижение качества оптимизации сайта.
Методы снижения
Основным методом снижения данного вида риска является заключение с заказчиком договора в письменной форме, где следует максимально четко и однозначно зафиксировать все аспекты правоотношений. Договорные отношения регламентированы статьями Гражданского Кодекса РФ, в частности гл.9 [ 3 ] и гл.27 ГКРФ. [ 4 ] Как правило, у компаний, которые профессионально занимаются оптимизацией сайтов под поисковые системы, существуют типовые договора на предоставление данных услуг, учитывающие их специфику.
Риск недовольства/неудовлетворенности заказчика работами по оптимизации сайта
В процессе работ по оптимизации и рекламе сайта заказчик может остаться недовольным конечными (или промежуточными) результатами продвижения. Как правило, результаты продвижения измеряются по количеству обращений в офис заказчика с сайта, и, в конечном итоге, величиной прибыли, полученной клиентом. Количество (равно как и качество) обращений на сайт клиента зависит не только от усилий оптимизатора, но и еще от ряда факторов:
качества сайта (дизайн, удобство навигации),
присутствия на сайте клиента контактных данных (телефон, емэйл, ICQ, формы связи или заказа),
работы менеджера по продажам, принимающего звонки или отвечающего на запросы пользователя по емэйлу или ICQ,
грамотности текстов (как с точки зрения грамматики, так и с точки зрения маркетинга),
представленных цен на продукцию и услуги.
Причины :
Отсутствие обратной связи с заказчиком, недостаточные коммуникации.
Не оговоренные заранее и не подтвержденные документально условия сотрудничества.
Непонимание заказчиком возможностей и результатов оптимизации.
Последствия : отказ заказчика в дальнейшем от сотрудничества с вами.
Методы снижения :
Налаживание эффективной обратной связи с заказчиком
Без какой-либо обратной связи с заказчиком невозможно оценить эффект от рекламных мероприятий. Кроме того, часто от заказчика требуется принимать активное участие в процессе оптимизации сайта: предоставлять материалы для создания новых страниц на сайте, вносить коррективы в структуру сайта и т.п. Заказчик должен быть готов именно к активному взаимодействию с оптимизатором.
В качестве форм обратной связи можно выделить следующие:
Переписка с заказчиком по емэйлу, телефонные звонки.
Предоставление заказчиком ежемесячно отчета по обращениям на сайт: звонки, заказы, прибыль.
Предоставление оптимизатором ежемесячно отчета о проделанной работе.
Разъяснение заказчику возможностей и результатов оптимизации еще до начала предоставления услуг
Оптимизация сайта под поисковые машины далеко не единственный способ рекламы сайта и не панацея, как думают многие заказчики. Кроме того, оптимизация сайта имеет ряд отличий от традиционной рекламы:
Минусы - специфические риски, долгое время на то, чтобы реклама сработала.
Плюсы - долгий эффект от оптимизации, большая заинтересованность посетителя, конечная низкая стоимость посетителя.
Оптимизатору четко и ясно дать понять заказчику:
Какие результаты могут быть достигнуты.
Какие гарантии могут быть даны заказчику.
В какие сроки могут быть достигнуты результаты от оптимизации.
Риск агрессивных действий конкурентов
Причины: высокая конкуренция в данном сегменте рынка. Уже сейчас в российском сегменте сети Интернет существует ряд тематик с высокой конкуренцией: климатическое оборудование, туризм, мобильные телефоны и др. Высокая конкуренция может вынудить отдельных не очень чистоплотных игроков рынка применять так называемые "черные" методы продвижения сайтов, а также вытеснять своих конкурентов другими неблаговидными методами (накрутка счетчиков, создание дорвеев на страницы конкурентов).
Последствия : высокая стоимость и сложность продвижения сайта по высококонкурентной тематике.
Методы снижения :
Ориентация не только на высокочастотные и высококонкурентные запросы при продвижении сайта. Как правило, по низкочастотным запросам конкуренция ниже, чем по высокочастотным или отсутствует вовсе.
Применение комплексного подхода к рекламе.
Экспертная оценка рисков при продвижении сайта
В научной литературе описан целый ряд методов оценки рисков. На мой взгляд, для оценки рисков, связанных с оптимизацией сайтов под поисковые системы лучше всего подходит метод экспертных оценок.